- Новости
- Синод
- Белорусский Экзархат
- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- История Белорусской Церкви
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Борисовская епархия
- Брестская епархия
- Витебская епархия
- Гомельская епархия
- Гродненская епархия
- Лидская епархия
- Минская епархия
- Могилёвская епархия
- Молодечненская епархия
- Новогрудская епархия
- Пинская епархия
- Полоцкая епархия
- Слуцкая епархия
- Туровская епархия
- Организации
- Документы
- Публикации
- Контакты
Этого нет в Википедии. Часть 2
18 мая 2020Протодиакон Павел Бубнов, старший преподаватель кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, преподаватель Минской духовной семинарии, кандидат богословия, рассказывает об истории Успенского Жировичского монастыря в свете новых научных данных.
Начало здесь.
«Пани Литоворова взяла с рызницы позолоченный крест и серебряное кадило»
Ученые-исследователи предполагают, что по заказу Солтана Александровича был написан полный годовой комплект месячных Миней, но до наших дней дошли Минеи с января по июль, то есть на целую половину года. Две из них хранятся в Вильнюсе, в собраниях фонда библиотеки Академии наук Литвы имени Врублевских — это Минеи на январь-февраль и март-апрель. Во второй из них (они переплетены по 2 месяца в 1 том) есть выходная запись, где указываются и заказчик Солтан Александрович, и переписчик. Точно так, как и Псалтирь, эти книги имеют собственнические записи библиотеки Жировичского монастыря середины XVIII века и целый ряд разновременных записей о принадлежности этой книги Жировичской церкви. Их сложно однозначно датировать. Но, тем не менее, только Жировичская церковь, только Жировичский монастырь, никаких других указаний на принадлежность иным храмам и монастырям. Опять же, до середины XIX века они хранились в Жировичском монастыре, потом переехали в Вильно вместе с библиотекой Литовской духовной семинарии, потом были переданы из нее в Виленскую публичную библиотеку, которая сейчас — библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских. Еще одна Минея на май-июнь находится в собрании Российского государственного архива древних актов в Москве. Она имеет такие же маргинальные пометки о принадлежности к Жировичской церкви.
Так что эти Минеи, без которых невозможны были богослужения в храме, являются прекрасным памятником — жаль лишь, что там нет однозначных записей о том, для какого храма они создавались. Но на основании комплексного изучения памятника и контекста его создания напрашивается вывод, что эти книги использовались за богослужением в первом храме.
И еще один источник — уже актовый документ, который свидетельствует о существовании храма в Жировичах до смерти Солтана Александровича. Когда последний скончался, у него остался один сын, Александр Солтанович, на тот момент несовершеннолетний. Опеку над ним и его имуществом, в том числе Жировичским имением, осуществлял Слонимский наместник Ян Литовор Хрептович вместе со своей женой Ядвигой.
Спустя некоторое время, в 1507 году, Александр Солтанович начал судебный процесс против своих бывших опекунов, обвиняя их в присвоении части имущества, которое он требовал вернуть. Своей цели он добился только в 1517 году, решением великого князя Сигизмунда І Старого. К тому времени Ян Литовор скончался, ответчицей по этому иску была его жена Ядвига. И к этому судебному решению прилагается реестр имущества, которое Александр Солтанович требовал вернуть (в Вильне и в Жировичах). В реестре жировичского имущества среди прочего записано: «Пани Литоворова [Ядвига Хрептович] взяла с рызницы позолоченный крест и серебряное кадило». Также там перечислено другое церковное имущество.
Здесь не упоминается Жировичская церковь, но упоминается ризница, а ризница могла быть только в храме, как и кадило с крестом. Это означало, что до своей кончины, которая последовала между 1494-95 годами, Солтан Александрович уже успел построить в Жировичах церковь и обеспечить ее утварью. Если допустить, что в 1493 году Солтан Александрович получил Жировичи, а в январе 1495 года он значится уже как умерший (вполне возможно, он умер и раньше), то вряд ли за такой промежуток времени владения Жировичами он что-то успел бы сделать.
В совокупности все эти дошедшие до нас источники позволяют утверждать, что церковная жизнь в Жировичах началась в соответствии с преданием церковным, которое датирует явление Жировичской иконы 1470 годом.
Затушеванная история
— На каком основании мы празднуем 500-летие Жировичского монастыря именно в этом году?
— В 1650 году в Вильно вышла книга католического священника-иезуита, ректора Виленской академии Войцеха Кояловича, под названием «Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium» (или кратко «Miscellanea rerum…»), в переводе на русский язык — «Вещи различные в церковном положении в Великом Княжестве Литовском обретающиеся». В этой книге, в разделе, посвященном Жировичской иконе Божией Матери, говорится, что при пожаре первого храма «весь монастырь тот и храм сгорели».
Итак: речь о пожаре первого Жировичского храма, в пламени которого, согласно преданию, была утрачена Жировичская икона, впоследствии чудесно обретенная. Войцех Коялович утверждает, что в то время в Жировичах существовал не только храм, но и монастырь.
В этой книге нет дат: ни первое явление иконы, ни пожар не датируются. Но в церковном предании пожар традиционно датируется 1520 годом. Книга Кояловича — это не документ, который однозначно подтверждает, но источник, который позволяет с большой долей вероятности допускать существование монастыря уже в 1520 году.
Но вообще история православного Жировичского монастыря до его захвата униатами очень слабо документирована, имеются считанные упоминания о нем в документах. Это можно объяснить в том числе и тем, что в последующий период униатские монахи-базилиане, авторы разных книг о Жировичской иконе и монастыре, не способствовали сохранению документов, которые свидетельствовали о доуниатской истории монастыря. Поэтому документов очень мало, и у нас нет имен ни монахов, ни настоятелей, но есть упоминания, что монастырь существовал. Мы находим такие свидетельства в документах имущественного характера, когда собственники монастыря, представители семьи Солтанов, друг другу уступали, передавали право попечения, владения монастырем. И там однозначно упоминается монастырь, две церкви: одна деревянная, другая каменная, обе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Они постоянно в документах упоминаются. Самое раннее упоминание монастыря в актовых документах имущественного характера — 1578 год.
Я собрал и проанализировал все брошюрки, книжечки о Жировичской иконе, которые издавались в XVII-XVIII веках базилианами. Интересно, что в таких книжечках XVII века есть упоминания о существовании монастыря, храма до того, как пришли базилиане. А вот уже в изданиях XVIII века… Сопоставляя тексты разных изданий, видишь, что последующие издания, более поздние, XVIII века, заимствуют текст из предыдущих, но его редактируют. Там, где в изданиях XVII века было слово «монастырь», в XVIII веке уже пишут «святое место». И в XVIII веке, а особенно к началу XIX упоминаний о монастыре в Жировичах до базилиан вообще уже не встречается. Они исчезают. Очевидная тенденция: представители базилиан в Жировичах в своих изданиях, посвященных истории монастыря, стремились показать, что до них в Жировичах никакого монастыря не было, монашества православного тоже. Таким образом, сама история православного добазилианского монастыря сильно была записана, затушевана, и очень мало от нее осталось.
Рейдерский захват в Речи Посполитой
— Согласно классической работе митрополита Антония (Мельникова) по истории Жировичской обители, монастырь перешел к униатам в 1609 году. Насколько мы знаем, Вам удалось открыть новые, до cих пор не известные, подробности этого события?
— Митрополит Антоний (Мельников) основывается на исследовании профессора Санкт-Петербургской духовной академии Платона Николаевича Жуковича. Пользуясь этим исследованием, я последовательно проанализировал все исторические источники, на которые ссылается Жукович, и нашел еще некоторые новые, на которые он не ссылается. Удивительно, что профессор Жукович не обратил внимания или же упустил несколько интересных фактов, которые в другом свете представляют историю перехода обители в унию.
В 1603 году владелец Жировичского имения Иван Иванович Солтан сдал часть имения в аренду Ицхаку Михелевичу. Притом в ту часть, которую он сдал, входили леса, пастбища и прочие сельскохозяйственные угодья, экономически прибыльные, но не монастырь с церковью, которые остались в непосредственном управлении Ивана Ивановича Солтана.
В январе 1605 года Ицхак Михелевич был убит, и в этом убийстве был обвинен Иван Иванович Солтан. Сохранились документы этого судебного процесса, они были изданы в конце XIX — начале XX века, изучались профессором Жуковичем. В результате этого судебного процесса виновным был признан Иван Иванович Солтан, хотя он отрицал это. Был даже человек, который пришел с повинной и заявил, что он является убийцей Ицхака Михелевича. Несмотря на это, суд признал виновным Солтана и наложил на него огромный штраф, который во много раз превышал стоимость Жировичского имения. Иван Солтан не мог выплатить этот штраф. Во взыскание этого штрафа всё Жировичское имение было у него конфисковано и передано вдове погибшего, Эстере Михелевич.
Но есть факт, который ускользнул от внимания профессора Жуковича и митрополита Антония, хотя он заслуживает внимания: возглавлял судебное заседание Иван Мелешко, который в то время являлся Слонимским подстаростой, а Слонимским старостой был Лев Сапега — канцлер Великого Княжества Литовского. Последний, правда, отсутствовал в апреле 1605 года, когда было это судебное заседание, и потому возглавлял его слонимский подстароста. Это соответствовало законам ВКЛ: в одном лице совмещались и исполнительная, и судебная власть, то есть представитель великокняжеской администрации был одновременно и судьей гродского суда, который рассматривал уголовные дела.
Суд под председательством Мелешко осудил Ивана Солтана, тот подал апелляцию в Высший трибунал. Заседание трибунала проходило в Минске. Трибунал оставил в силе все решения Слонимского гродского суда и даже осудил Ивана Ивановича Солтана на смертную казнь, правда, она по каким-то причинам не была приведена в исполнение. Чуть позже король и великий князь Сигизмунд ІІІ Ваза издает «баницийный лист» на Ивана Солтана, согласно которому последний лишался права проживания в стране, с ним запрещалось всякое общение, из чего мы видим, что решение трибунала о смертной казни не было выполнено. А еще через несколько месяцев Иван Солтан подает новый иск.
Но в 1606 году, то есть через год, Иван Мелешко добивается у Эстеры Михелевич передачи права управления Жировичами, а Эстера отказывается от всех претензий к Ивану Солтану. Возможно, Иван Мелешко претензии Эстеры Михелевич удовлетворил сам. Таким образом, Иван Мелешко становится распорядителем Жировичского имения и Жировичского монастыря. А в 1609 году Мелешко добивается от Солтана юридической передачи прав на имение и монастырь. Следует отметить, что Иван Иванович Солтан был владельцем лишь половины Жировичского имения и монастыря, а вторая половина принадлежала сначала его родному брату Давиду Ивановичу Солтану, и Иван Солтан взял ее в аренду в так называемое «заставное имение», то есть он был фактическим распорядителем всего имения, но юридически владел лишь половиной. В итоге в 1609 году Иван Солтан передает юридические права собственности на свою половину Ивану Мелешко.
Что мы получаем? Судья, который осудил преступника, стал собственником его имущества, которое как раз в результате этого дела было отнято. С точки зрения юриспруденции это вопиющее преступление. Даже в то время по законам ВКЛ ему могла быть дана соответствующая правовая оценка. Хотя этого не произошло.
Факты красноречиво свидетельствуют, что, возможно, имел место сговор. Это было, скорее всего, рейдерство: псевдозаконная попытка захвата монастыря, увенчавшаяся успехом. Если мы поместим эту историю в широкий контекст тех событий 1605-09 годов — это самая активная волна наступления униатов на Православие, в том числе с помощью королевской власти. Это деятельность сначала митрополита Ипатия Поцея, потом Иосифа Вельямина Рутского, которые активно захватывали православные монастыри и храмы, добиваясь того, что провозгласил король.
Мы видим, что были разные формы захвата православных храмов и монастырей. В том случае, когда монастырь находился в непосредственном владении короля, никаких проблем с переводом его в унию не возникало, были все юридические основания для этого. Но для храмов и монастырей, которые находились в частной собственности, всё зависело от позиции собственников — речь о так называемом праве патроната. И мы знаем примеры тому, в том числе связанные с семьей Солтанов. Один из братьев, Ярослав Солтан, брат Ивана Ивановича Солтана, был владельцем Брестского Симеоновского монастыря, который вплоть до начала XIX века оставался в Православной Церкви. Будучи в католическом окружении, он, несмотря ни на что, благодаря праву патроната, праву собственности частных лиц над монастырями, остался православным. Очевидно, что вполне мог бы остаться православным и Жировичский монастырь. Но на него положили глаз деятели унии. Первым настоятелем униатского Жировичского монастыря был известный архимандрит Иосафат Кунцевич, впоследствии Полоцкий архиепископ. Это показывало, что Жировичскому монастырю идеологи и реализаторы унии придавали огромное значение, поэтому и стремились его захватить. А раз не смогли присвоить законным путем, то пошли на криминал.
Мы не можем утверждать или опровергать, виновен или не виновен Иван Солтан в убийстве, но мы видим на основании сохранившихся документов, что налицо некая махинация или нечистоплотность: судья завладел имуществом осужденного, а потом передал его базилианским монахам. Это уже произошло в 1618 году: Иван Мелешко сначала приглашает базилианских монахов, они поселяются в Жировичском монастыре, затем он передает им юридические права над своей частью Жировичской обители. Потом и второй владелец Жировичского имения, сын Давида Солтана, Даниил Давидович Солтан, окончательно в 1621 году продает свою часть имения Льву Сапеге, канцлеру ВКЛ, а тот продает эту часть Ивану Мелешко. А его дочь, Богдана Пшеславская, в 1622 году окончательно подтверждает все права и все имущественные акты своего отца по отношению к базилианскому Жировичскому монастырю и сама отрекается от всех своих прав на Жировичское имение и монастырь в пользу базилиан.
Таким образом, с 1605 по 1622 годы — целый комплекс сделок, процедур юридических, судебных, которые показывают, что, если бы Иван Иванович Солтан был сторонником унии, то он передал бы Жировичскую обитель униатам еще в 1605 году, когда началось активное наступление на православные храмы и монастыри. Но очевидно, что он не хотел этого, и поэтому монастырь у него был отнят псевдозаконными способами — и передан униатской базилианской общине.
Продолжение здесь.
Подготовка текста: иерей Кирилл Гордун, Татьяна Кузнецова
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Skype
- LiveJournal
- Правила приема в духовные учебные заведения Белорусской Православной Церкви в 2025 году
- В Минске начали работу международные XXХI Кирилло-Мефодиевские чтения
- 13 мая в Минске начнут работу международные XXХI Кирилло-Мефодиевские чтения
- Председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Федор Повный посетил Пинск
- Патриарший Экзарх принял участие в памятном мероприятии в Белорусском национальном техническом университете по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне
- Митрополит Вениамин совершил Божественную литургию в храме в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Минском cуворовском военном училище
- Патриарший Экзарх принял участие в открытии Международной научно-практической конференции «Великая Победа во имя мира и созидания. К 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне»
Официальный портал Белорусской православной Церкви
© Белорусская Православная Церковь 2020
При перепечатке материалов ссылка на church.by обязательна.
Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей,
напишите нам, воспользовавшись почтовой формой.
Старая версия сайта 2007-2012 год.